История бронеходов на Руси

  Азбука

I Ранний период (64-65 в.)

О народе склавин, живущих в Восточной Европе, писали многие византийские хронисты. Все они говорили, что эти племена не имели практически никаких достижений в области механики и высоких наук.

Так Агафий Схоластик писал (6320 г.): “Народы эти не знают подлинной силы науки, которая способна давать военное превосходство. Они обрабатывают железо для изготовления инструментов и личного оружия, порой весьма искусно сделанного. Доводилось мне видеть и мастерски изготовленные украшения из драгоценных металлов, выполненные в виде причудливых животных, цветов и других символов, характерных для склавинов. Но сам вольный их образ жизни не даёт почвы для развития больших производств. Образцы высоких технологий попадают к ним только через разграбления наших провинций. Посему такими вожделенными их предводителям и видятся набеги на цивилизованные территории”.

Впрочем, свидетельства Агафия и других не совсем полноценны. Простейшие золотцевые двигатели для лодок и судов славянами (коих византийцы называли склавины) собирались издревле. Сам золотец обычно закупался на Севере, либо использовался местный, болотного происхождения (хоть и обладающий куда меньшим ресурсом). Тем не менее, потребность иметь речные суда диктовалась самой природой. И первые механики и тех-кузнецы в этих землях трудились на верфях.

 

Славянские общины, особенно на севере, состояли в тесном общении с норманскими племенами. Те имели природный источник качественного золотца и давно изучали его возможности. И хотя норманны тщательно берегли результаты этого изучения, сам золотец, а также некоторые сведения о том, как его применять, они передавали ближайшим соседям в ходе торговли. 

Кроме того, несколько варяжских семей переселилось на Русь, принеся с собой некоторые собственные технологии. Они жили в Новгороде, Турове, Плесецке, Кромельске.

 

Другим источником знакомства с технологиями были набеги. Византийский историк Агафий не зря замечал, что проникающие в Византию отряды склавинов-налётчиков весьма интересовались любыми образцами серьёзных технологий.

Среди механиков ходит история о князе Бравлине, который совершал налёт в Тракии, по западному побережью Понтийского моря с небольшим отрядом. В местечке под городом Анхиалом Бравлин разбил небольшой гарнизон охранных войск. Оказалось, что здесь хранились византийские бронеходы-трапезиты раннего третьего поколения. Тогда Бравлин велел выгрузить часть добычи, чтобы поместить на легкую ладью одного из Трапезитов. Загрузив его на ладью, он немедленно устремился домой. Позже византийцы казнят трех викариев, из-за проволочек и взяток “потерявших” на хранении боеспособные бронеходы. Но ушедшие технологии было уже не вернуть.

История о Бравлине двоится — иногда говорят, что эти бронеходы захватил князь Хельги, воевода Рюрика, а порой толкуют, что он приобрел их у Бравлина. А может быть они оба вернулись с подобными трофеями. Как было на самом деле уже неизвестно, но совершенно точно, что византийские образцы бронеходов и других технологий периодически попадали на Русь. В крепости Коростынь под Новгородом упорно собирали и изучали всё, что можно было достать. Так появился самый первый и славный цех на Руси.

 

Итак, вот три источника зарождения механического мастерства на Руси:

  • мастера речных верфей

  • торговля и общение с норманнами

  • захваты Византийских технологий

 

II Собственные сборки (65 в.)

Первые самостоятельные сборки бронеходов на Руси начали появляться в начале 65 столетия. Тогда не было отработанных схем (хотя они возникли довольно быстро).

Несколько лет механики Коростыни терпели неудачи, пытаясь создать механизм, который мог бы уверенно двигаться. Их поддерживали купеческие семьи, имеющие большое влияние в городе, которые сразу увидели большие перспективы в развитии механики. Неревский конец города был заселен многими механиками и кузнецами, которых приглашали сюда работать. Ходили слухи, что были и несколько похищений талантливых знатоков механического искусства, которых привезли в город.

Наконец, в 6422 году два бронехода князя Ингвара Рюриковича вместе с дружиной подавили восстание древлянского князя Мала. Криловые машины, бронирование которых нельзя было пробить ручным оружием, навели ужас на отряды Мала. И хотя они не ударились в бегство, схватка была короткая и весьма жестокая. Бронеходы были вооружены струйными огнемётами, а также помповыми гранатомётами с осколочными бомбами.

 

Конструкции тех времён были относительно небольшими. В бронеходах было около полутора-двух саженей (3-4 метра) роста. Они могли двигаться вдвое быстрей людей на поле боя и преодолевать некоторые препятствия. Вес машин составлял около 50 пудов (0,8 тонны).

Общим для всех создаваемых тогда бронеходов была относительная легкость конструкции, а также размеры. Считалось, что любой бронеход должен помещаться в транспортную ладью для переброски в случае нужды.

В те годы бронеходы создавались в основном с двумя целями. Во-первых, щуды использовали как поддержка пешего отряда в дальней вылазке. Отсюда вытекало ограничение по размеру для переброски по реке. Почти все машины 6450-70 годов были “лёгкими” по чину бронеходами. Вторым назначением стало подавление бунтов. Такие машины сражались против пешцов, не имеющих тяжелого вооружения.

Уже ко времени смерти князя Ингвара (6453 год), механикам стали поступать заказы на бронеходы, которые могли бы действовать против кочевников на юге, а также использоваться для защиты городов, когда основная дружина ушла в поход.

 

Туровские “местные”

Ввиду того, что бронеходы часто использовались для подавления восстаний и уничтожения местных ополчений других родов, на Руси стали разрабатываться тактики пешего сопротивления щудам. В основном, эти боевые приёмы базировались на засадах, скрытности и внезапном обстреле бронехода по более уязвимой тыловой броне. Изредка практиковались абордажи машин, такие легендарные случаи порождали боевые песни об отважных героях.

Уже позднее (к 66 веку) эти боевые приёмы сложатся в несколько местных военных традиций. Например, Туровские пешие рати известны по всей Руси. Вместе с боевой тактикой и тренировками такая школа даёт опору для частичной местной независимости.

 

Основными заказчиками бронеходов стали княжеские дружины рода Рюриковичей, базирующиеся в Новгороде, а затем в Хориве. Князья других родов отставали в технической инициативе, что довольно скоро повлекло их уничтожение, либо завоевание.

 

Таким образом, во второй период (65 век):

  • сложились первые центры механики на Русской земле;

  • обозначился род Рюриковичей, как основной владелец технологий.

 

III Рассвет технологий (65-66 вв.)

За восемь десятков лет правления князей Владимира и Ярослава (6480е — 6560е), род Рюриковичей утвердился как торгово-военная корпорация, правящая огромными территориями Руси от Варяжского моря до Понтийского. Князьям удалось сконцентрировать в своих руках значительные ресурсы, что повлекло рост боевых технологий. Сильно изменились как экономические, так и индустриальные возможности рода.

 

Достоверно известно, что на русских землях в 6480-х произошли первые столкновения бронеходов друг с другом. Это было во время борьбы князей Ярополка, Олега и Владимира Святославичей. При сражении у города Вручень (лето 6480), Олег управлял бронеходом (возможно, он был одним из первых князей, овладевших этим искусством). Со стороны Ярополка также было несколько машин. Олег отступал к городу под огнём дружины своего брата. Чтобы не подставлять кормовую броню под выстрелы, он решил пройти по мосту через реку задним ходом. Но Олег не справился с этим маневром, не удержал бронеход и упал с моста в глубокую реку под городскими стенами. Выбраться из утонувшего щуда воин не смог. Говорят, что Ярополк весьма горевал о нечаянной гибели брата, хоть и сражался против него.

 

Таким образом, с начала 66 века дружины стали яро механизироваться — сперва крупные, владеющие главными столами, а затем и мелкие. Периодически вспыхивающие усобицы сводили бронеходы друг с другом. Кроме того, князья вели боевые действия против кочевников, а также проводили иностранные военные миссии.

Всё это подстёгивало бурное развитие боевой механики. Появлялись новые цеха, механики экспериментировали со схемами, активно перенимали технологии соседей и разрабатывали собственные. Развивались и смежные отрасли.

 

В это время начали появляться первые бронеходы, которые можно определить как “основной класс”. Это двуногие машины, весом от трёхсот пудов (5 тонн). Их бронирование может выдерживать попадание тяжелого вооружения. Среди основных требований — высокая автономность, модульность вооружения и проходимость.

Вместе с этим сложилась и новая боевая тактика дружин. Теперь это был чрезвычайно мобильный механизированный отряд, включающий в среднем от 5 до 15 бронеходов. Сложились основные “роли” бронеходов, проводящие ударные или фланговые атаки, разведку, а также бой на дальней дистанции. Крупные и средние дружины также включают в себя походные передвижные кузни, пешие отряды прикрытия и другие вспомогательные части.

“На своих двоих” дружины могут совершать эффективные марш-броски, проходя до —- верст за день. Это позволило отчасти оторваться от необходимости держаться водных транспортных артерий.

 

Цеха как сила

Вливание ресурсов в производство создало мощные цеха. Несмотря на то, что Рюриковичи единодушно пытаются контролировать сферу механики, цеха стали влиятельной городской силой.

Часто князьям приходится считаться с главным механиком не только по вопросам цен, сроков и условий работы, но и по решениям, касающимся всего города. Авторитет механиков в городской среде достаточно высок, их голос значителен на вечевых собраниях.

 

Итак, в третий период (конец 65, 66 век):

  • ремесло механики стало основой боевых действий корпорации Рюриковичей

  • сформировался мех-дружина как тип боевого отряда со своей тактикой и обеспечением

 

IV Множество ветвей (66-67 вв)

К концу 66 века начали складываться основные ветви рода Рюриковичей числом пять. Каждый из них, а также и князья малых ветвей, стремились иметь собственные производственные центры. К концу 66 века на Руси имелись следующие крупные центры механики:

  • Крепость Коростынь

  • Хоривский цех (Стольный)

  • Независимые Волынские мастерские (Вольные мастера)

  • Цех при Синаксарском монастыре

  • Южный Разбитной цех (Корчевальщики)

А также работали десятки средних и сотни мелких тех-кузниц и “колец”, как называли точки обслуживания бронеходов.

Нарастающие конфликты в княжеском роде вели к раздробленности. С одной стороны, это уменьшало доступные князьям ресурсы и мощности до тех, которыми князь владел непосредственно в своём уделе. С другой стороны, это давало силу для развития местных индустрий, которые смело пробовали новые схемы и подходы.

При увеличении раздробленности княжеских сил, цеха стремились наоборот налаживать связи между собой для обмена опытом и решениями. В 60е и 70е годы 66 века через Узу (связующую радио-электронную информационную сеть) цехи обменивались многими данными. Довольно быстро сформировалась общедоступная база данных, в основу которой лёг Бронеславский канон — собрание учебных трактатов, основных схем и руководств по работе для механиков. О самом механике Бронеславе, составившем первую версию канона, почти ничего неизвестно. Скорее всего, он скончался около 6575 года.

 

Следует признать, что византийские технологии всё ещё идут на шаг или два впереди русских — в основном за счет развития хриотики (электроники), а также доступного массового производства и объема редких ресурсов. Впрочем, ни одно региональное производство в мире ещё не превзошло Константинополь.

Механикам на Руси удалось создать сильные боевые машины, которым нипочем бездорожье, болота и бескрайние леса. Цеха соревнуются между собой в мощности орудий, крепости брони и хитроумности узлов. Исследуются возможности реакционной защиты и необычных типов снарядов.

К настоящему моменту (6610е годы) в Восточной Европе насчитывается около десятка крупных и хорошо организованных мех-дружин, которые могут единовременно выставить более тридцати единиц техники. Средние и мелкие князья, а также воеводы, подчиняющиеся главам ветвей, командуют отрядами из 5-10 машин. Таких отделений на Руси можно насчитать более сотни. Вместе с городским ополчением и наёмными отрядами они составляют всю массу боеспособных войск на русских землях.