Реальные князья в домонгольской Руси пользовались личными знаками, что нашло отражение и в мире «Древней механики».
Любопытно, что внешний вид знака (сегодня мы бы сказали «дизайн») одновременно выполняет две функции. Первая — указывает лично на владельца, так как каждый знак уникален. При этом, все знаки имеют общую основу — трезубец или перевёрнутую П, тем самым указывая на общность рода, что является его второй функцией. Уникальность знака достигается за счет вариативности основной фигуры — к ней приставляются дополнительные полоски и другие элементы.
Знак был личным и не передавался по наследству — сын делал свою вариацию. Знаки располагались на монетах, печатях и ремесленных изделиях, обозначая принадлежность князю. Впервые упоминаются в 10 веке, когда выкупленные из русского плена арабы получили глиняные таблички с княжеской печатью, подтверждавшие освобождение.
Закат знаков пришелся на 13 век, когда они переродились в семейные или местные гербы. Аналогичная практика встречалась и у других народов, например, в Хазарском каганате, где эти знаки назывались тамга.
Основной общий символ Рюриковичей — трезубец. Сегодня его «потомков» можно видеть на гербе Украины, на гербе белорусского города Заславля, а также в символах ряда организаций. Этот же трезубец лёг в основу символа «Древней механики».
На обороте новых карточек князей можно видеть их личные знаки:
Эти знаки могут быть использованы при росписи миниатюр, для нанесения на щит или иную большую ровную площадь. Подобным образом украшен один из «Вранов» авторского комплекта:
Мы планируем продолжать эту серию знаков в игре, чтобы каждый новый князь получал свой особенный знак, основанный на исходном трезубце.